Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!
َ رَسُول الله (صلّی الله عليه وَ آله):
اِنِّي تَارِكٌ فِيكُمُ الثَّقَلَيْنِ: كِتَابَ الله،ِ وَ عِتْرَتِي اَهْلَ بَيْتِي، مَا اِنْ تَمَسَّكْتُمْ بِهِمَا لَنْ تَضِلُّوا اَبَدًا، وَانَّهُمَا لَنْ يَفْتَرِقَا حَتیّ يرِدَا عَلَيَّ الْحَوْضَ.
( صحيح مسلم، ج۷، ص۱۲۲، سنن دارمي، ج۲، ص۴۳۲، مسند احمد، ج۳، ص۱۴، ۱۷، ۲۶، ۵۹، ج۴، ص۳۶۶، ۳۷۱، ج۵، ص ۱۸۲، مستدرك حاكم، ج۳، ص۱۰۹، ۱۴۸، ۵۳۳، و....)
«Посланник Аллаха сказал: «Я оставляю среди вас две ценные вещи Книгу Аллаха и моё семейство (Ахл аль Байт) если вы будете держаться их, никогда не заблудитесь. Они не разделятся друг от друга до тех пор, пока у райского источника не присоединятся ко мне».
(Муслим «Сахих», том 7, стр. 122 хадис, «Сунан» Дарами том 2 стр. 432, «Муснад» Ахмада том 3 стр. 14, 17, 26, 59, том 4 стр. 366, 371, том 5 стр. 182, «Мустадрак» Хаким том 3 стр. 109, 148, 533, и т.д.)
Истина, какая она есть
25. Шииты при совершении ритуального омовения омывают руки, начиная от локтей до кончиков палец, но не наоборот. Они следуют имамам, имамы в свою очередь следовали Пророку. Семейство Пророка осведомлено больше чем кто-либо о том, как он совершал омовение. Действительно, он делал так, ибо слово «ила» (до) в аяте об омовении Коран, 5:6 трактуют как «маа» (т.е. «с», «вместе»), об этом пишет Аш-Шафии «Ас-Сагир» в книге «Нихаят аль мухтадж». Шииты обтирают головы и ноги вместо мытья ног согласно вышеприведенному. Также Ибн Аббас говорит: «Омовение состоит из двойного мытья и обтирания». (См. книги Сунаны и Маснады; тафсир Аль Фахра Рази в комментарии аята об омовении).
26. Шииты считают дозволенным временный брак согласно кораническому тексту: «А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им их награду по установлению». Мусульмане совершали это во времена Пророка до середины правления второго халифа Умара ибн Хаттаба.
Итак, временный брак является законным с точки зрения Ислама и похож на постоянный в некоторых особенностях, как:
А) Женщина не должна состоять в браке. Брак заключается с согласия обоих сторон женщины и мужчины.
Б) Обязательность выплаты денег женщине при постоянном браке – мехрие, при временном – определенная сумма, которую назначит женщина (согласно аяту).
В) Выжидание срока женщиной (идда) после развода с супругом.
Г) Выжидание срока женщиной после окончания срока. Принадлежность ребенка отцу. Женщина может иметь при этом не более одного супруга.
Д) Наследование ребенка отцу, ребенка матери, и наоборот.
Постоянный брак отличается от временного тем, что в последнем назначается срок, необязательно выплата денег на содержание и расходы супруги, супруги не наследуют друг другу, отсутствует бракоразводный процесс, ибо достаточно окончания назначенного срока, или прерывание срока, который был обговорен при заключении брака.
Причина существования подобного типа брака в Исламе состоит в том, чтобы те мужчины и женщины, не способные вступить в постоянный брак, кто отдалён от супруги, или вдовец, могли заключить законные, но обусловленные отношения. Временный брак может в первую очередь разрешить важнейшую социальную проблему, и препятствовать разврату и хаосу в исламском обществе.
Временный брак используется также в целях знакомства до женитьбы, чтобы избежать запретных по шариату встреч, разговоров. Подобный брак сможет уберечь от прелюбодеяния, и других случаев.
Во всяком случае, этот тип брака основывается на Коране и хадисах и того, что сподвижники Пророка выполняли временный брак, о чём свидетельствуют исторические данные. Если это было бы прелюбодеянием, то значит Коран, Пророк и сподвижники не запрещали этого и упаси Аллах, совершали это на протяжении некоторого времени.
Кроме того, упразднение временного брака не аргументировано кораническим текстом и преданиями и не существует ясно на то указывающего довода. Ко всему сказанному необходимо добавить, что, несмотря на то, что шииты и считают подобный брак дозволенным согласно Корану и сунне, однако предпочитают постоянный брак и создание семьи, которая является фундаментом прочного и здорового общества.
Здесь же отметим, шииты-имамиты, следуя Корану, сунне, школе и наставлениям пречистых имамов, относятся с большим уважением к женщине, признают её высокое положение. В шиизме в отношении женщины имеются высокого содержания предания от имамов о её положении, правах, в особенности, в сфере нравственного отношения к ней, праве на собственность, по поводу брака, развода, воспитания детей, грудного кормления, богослужения и сделок.
27. Шииты-джафариты считают недозволенным: прелюбодеяние, гомосексуализм, ростовщичество, убийство, употребление опьяняющих напитков, азартные игры, предательство, хитрость, обман, обвешивание, гнев, воровство, лукавство, музыку, танцы, обвинение, клевету, разврат, причинение страдания людям, злословие, использование проклятий и ругательств, ложь, прегрешение и другие большие и малые грехи. Они всячески стараются не грешить и удерживаются от запретных дел. Для этого они издают и распространяют в обществе исламскую литературу, кассеты на тему нравственности и самосовершенствования, участвуют в проповедях, пятничной молитве и тд.
28. Шииты усердствуют в достижении высокой морали и нравственности, участвуют в проповедях, проводят собрания и церемонии в домах, мечетях, площадях по различным случаям и в особые дни. Кроме того, совместные чтения молитв высокого содержания дошедших до нас от Посланника Аллаха и имамов, такие как: молитва Кумейла, Аби Хамзы Сумали, молитва Симат, Джаушан Кабир, Макарим аль Ахлак, Ифтитах. Чтение молитв сопровождается с искренним плачем. Атмосфера духовности и смирения царит в подобных собраниях. Слезы очищают души верующих, помогая приблизится к Аллаху. (Молитвы были изданы недавно в одном сборнике молитв, также существуют и другие молитвенники).
29. Шииты уделяют особое внимание могилам и храмам Пророка и семейства его светлости, которые похоронены на кладбище Баки в Медине: имам Хасан, имам Саджад, имам Бакир и Садык. В Неджефе находится могила имама Али ибн Аби Талиба. В Кербеле покоится тело имама Хусейна, его братья, дети, двоюродные братья и сподвижники, которые пали мученической смертью в день Ашуры, захоронены здесь же. В Самерре – могила имама Хади и Аскари. В Каземейне – имам Джавад и Казим. Все эти города находятся в Ираке. В иранском городе Мешхеде похоронен имам Рида. В Куме, Ширазе (Иран) захоронены потомки, сыновья и дочери имамов, в Дамаске сестра имама Хусейна её светлость Зейнаб, в Каире могила благородной Нафисы.
Шииты делают это из почтения к Пророку. Так как почтение семейства человека говорит о почтении к нему самому. Коран восхваляет семейство Имрана, Ясина, Пророка Ибрахима, Якуба, в то время как некоторые из них не были пророками, и говорит: «Как потомство одних от других». Также Коран не возражает тем, кто решил: «Устроим мы над ними мечеть».
Люди решили построить возле могил обитателей пещеры мечеть, чтобы молится в ней Богу. Однако Коран не называет их поступок язычеством. Верующий мусульманин поклоняется, совершая колено-преклонение и земной поклон, лишь Аллаху. Он выбирает для поклонения храмы святых и приближенных к Аллаху рабов, ввиду их святости. Как, например, святое и благодатное место в храме Господнем «Макам Ибрахим», о котором Аллах говорит в Коране: «И возьмите себе место Ибрахима местом моления». Тот, кто прочтёт молитву у макама Ибрахима, в действительности молится Богу, но не макаму. Ритуал бега между горами Сафа и Марва - не означает поклонение горам.
Аллах избрал для Своего служения и поклонения благодатные и священные места, напоминающие нам о Нем. Дни и места обладают святостью, как день Арафы, земли Мина и Арафата и др.
30. Следовательно, шииты посещают могилы имамов и семейства Пророка из почтения к ним, подобно другим мусульманам, признающим положение Пророка Мухаммада и его семейства (да будет мир с ними!). Посещая храмы, они возобновляют с ними скрепленный завет (следования их пути), помнят о том, ради чего имамы вели джихад и погибли на этом пути. Разве Пророк не сказал о Хамзе погибшем мученической смертью: «Хамза, нет того, кто оплакивал бы тебя». Разве он не плакал по поводу смерти своего сына Ибрахима. Не он ли посещал кладбище Баки? Не он ли говорил: «Посещение кладбищ напоминание о потустороннем мире». Действительно, посещая кладбища имамов из рода пророческого, новые поколения не забудут то, что они пожертвовали своей жизнью во имя Ислама и мусульман. Несомненно, это возродит в их сердцах дух мужества, преданности и мученической смерти на пути Аллаха.
Народы на протяжении истории человечества почитали своих предводителей, основоположников цивилизации, возрождали их праздники в том виде, в котором они проводились прежде. Это было для них причиной славы и величия, и привлекало другие народы к изучению их ценности. Именно поэтому Коран приводит истории предыдущих Пророков, святых и праведников.
31. Шииты используют посредничество Пророка и имамов, просят у них заступничества, чтобы Аллах ради них простил им грехи, исполнил просьбы, исцелил больного. Ибо, с точки зрения Корана это дозволено. «А если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе и попросили бы прощения у Аллаха и попросил бы прощения для них Посланник, они нашли бы, что Аллах приемлет обращение, милостив». «Ведь даст тебе Твой Господь, и ты будешь доволен»: т.е. Аллах воздаст тебе положение заступничества. Разве можно предположить, что Аллах позволил Пророку заступиться за грешников, быть средством разрешения их проблем, но в то же время остальные не имеют права просить его о заступничестве? Разве Аллах не привёл историю Пророка Якуба и его сыновей, когда они просили его о прощении содеянного: «Они сказали: «О, отец наш! Проси нам прощения наших прегрешений. Ведь мы были грешниками». Пророк же не возразил им, ответив: «Он сказал: «Я буду просить прощения для вас».
Недопустимо считать, что Пророк и имамы мертвы, и просить их о выполнении молитв бесполезно. Ведь, Пророки и Пророк Мухаммад (да будет мир с ними!) живы, Аллах говорит в Коране о нём, что он свидетель, т.е. жив. «И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы Посланник был свидетелем относительно вас». И сказал: «И скажи: «Действуйте, и увидит ваше дело Аллах и Посланник Его и верующие!».
Этот аят до Судного дня сохраняет своё значение, пока сменяют друг друга день и ночь, солнце и луна. Также Пророк и имамы погибли мучениками, а муче-ники согласно Корану живы и получают у Аллаха удел.
32. Шииты отмечают дни рождения Пророка Ислама и имамов и скорбят по случаю их смерти. На подобных церемониях упоминаются их достоинства, высокое положение, примеры из их жизни, деяния, приведенные в Коране и повествуемые в книгах.
На праздничных церемониях шииты воздерживаются от запретных дел, как смешение женщин и мужчин, употребление запретной еды и напитков, преувеличение положения Пророка и имамов и другие запретные действия в Исламе.
33. Шииты используют в качестве первоисточников книги хадисов, переданные от Пророка и имамов, как «Аль Кафи» Кулейни, «Ман ла яхзуруху аль факих» шейха Садука, «Истибсар», «Ат-тахзиб» шейха Туси.
Необходимо отметить, что хоть эти сборники и содержат достоверные хадисы, но их авторы, или шииты не признают их за «Сахих», то есть абсолютно достоверные и правильные книги. Шиитские богословы и факихи изучают хадисы и после этого принимают достоверные хадисы, отклоняют слабые, принимают хадисы согласно правилам хадисоведения и науке риджал и дирая.
34. Также в области убеждений, фикха, молитвы и морали, используют другие книги, в которых повествуются хадисы от имамов, как «Нахдж аль балага», собранная сейидом Рази, который собрал в ней проповеди имама Али, письма и его краткие изречения.
«Рисалат аль хукук», «Ас-сахифа ас-саджадия» от имама Саджада, «Сахифа ал алавия» от имама Али, «Уюн аль Ахбар» от имама Риды, «Ат-таухид», «Аль Хисал», «Илал аль Шарае», «Маанил ахбар» шейха Садука – являются одними их авторитетных источников.
35. Шииты используют также достоверные предания от Пророка, приводимые в суннитских книгах, без проявления фанатизма, о чем свидетельствуют их книги. В которых повествуются хадисы от сподвижников Пророка, его жен, рассказчиков хадисов, как Абу Хурейры, Анас и других, при условии достоверности предания, соответствия кораническому тексту, достоверным преданиям, разуму и единогласию ученых.
36. Шииты считают, что две вещи повлекли за собой проблемы исламского мира в прошлом и настоящем, это:
во-первых, то, что имамы были отстранены от правления и руководства, невежество людей по отношению к познанию имамов рода пророка, в особенности их комментирование Корана.
Во-вторых, раскол, разногласие и вражда между исламскими мазхабами.
Поэтому, шииты всегда стремились к объединению исламской нации, считая всех мусульман своими религиозными братьями и уважая мнение ученых других мазхабов. Шиитские ученые всегда приводили мнения суннитских ученых в своих книгах. Подобно книге «Аль Хилаф» (фикх) шейха Туси, «Маджма' аль Баян» (тафсир) Ат-Табарси, одобренной виднейшими богословами Аль Азхара в Египте. «Тажрид аль и'тикад» (идеология) Насруддина Туси, комментированная Алааддином Аль Кувейшджи аль Аш'ари.
38. Виднейшие шиитские ученые считают необходимым диалог между учеными различных исламских мазхабов на тему идеологии, фикха, истории, взаимопонимания в событиях, происходящих среди мусульман сегодня. Подготовка почвы для приближения мазхабов, чтобы враги Ислама не смогли нанести удар, уничтожив весь Ислам и всех мусульман. Шииты не обвиняют в неверии тех мусульман, которые молятся в сторону киблы. Они не враждуют с ними, не допускают в их отношении неправедности и обмана, уважают мнение исламских мазхабов, считая деяния не принявшего шиизм правильными, если он поступал в соответствии своего мазхаба относительно молитвы, поста, хаджа, закята, брака, развода, сделок и тд. Шииты во всем мире живут с остальными мусульманами, как с братьями и родственниками.
Да, шииты не признают мазхабы, как бахаизм, бабизм, кадиризм, и подобные этим, более того враждуют и борются против них. Шииты используют в некоторых случаях, но не всегда «такия», что означает отрицание или скрывание истинных религиозных убеждений. Это вполне соответствует Корану и оно распространено среди исламских мазхабов, применимое в трудных обстоятельствах. Такия используется, когда жизнь человека в опасности по причине его убеждений, также во имя сохранения единства мусульман.
38. Шииты считают, что одна из причин отсталости современного мусульманского мира - это регресс в научном, культурном, технологическом плане. Восполнить его возможно путем создания научных и культурных центров, институтов, высших учебных заведений, использования новейших достижений в области науки для искоренения проблем экономического, индустриального характера.
39. Шииты имеют связь со своими учеными и факихами посредством следования им в практических заповедях Ислама. В вопросах исламского права они обращаются к ним, и во всех жизненных ситуациях поступают согласно фетвам того или иного факиха.
Ибо, в шиитской идеологии факихи являются наместниками имамов и их поручителями. Они действуют независимо от государственного режима, и поэтому шииты весьма почитают их, доверяя им. Факихи финансируют и поддерживают учебные семинарии, где они первоначально получили знания, из денег хумса и закята, выплачиваемые мусульманами согласно предписаниям Ислама.
Шииты считают обязательным выплату хумса - одной пятой части с прибыли по истечению года, согласно неопровержимым доводам, часть которых также существует в хадисах Сихах и Сунан. (См. доводы шиитских ученых по этому поводу).
40. Шииты считают необходимым создание исламского государства, в котором все соответствует Корану и сунне, сохраняются права мусульман, поддерживаются дружеские связи с другими государствами, границы, гарантирована культурная, экономическая, политическая независимость. Чтобы мусульмане обладали величием, которого Аллах желает в Коране: «У Аллаха величие, и у Его Посланника, и у верующих». А также: «Не слабейте и не печальтесь в то время как вы стоите выше, если вы из верующих!».
Шииты считают, что Ислам, будучи универсальной религией, имеет точнейшую государственную систему. Ученым этой величайшей уммы необходимо собраться и провести дискуссии для того, чтобы преобразовать подобное государство, и вывести исламскую нацию из водоворота проблем. Аллах лучший помощник и покровитель!
Итак, это были самые значимые шиитские убеждения в области идеологии и шариата.
|